Повесть «Барышня-крестьянка», анализ которой мы сейчас проведем, входит в цикл произведений Пушкина под названием «Повести Белкина», написанный Болдинской осенью 1830 года. Краткий обзор произведения предполагает знание содержания, смысла названия, основных героев и идеи текста.
В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин обращается к традиционной теме любви, связанной с препятствиями. Анализируя произведение, можно увидеть, что между героями нет социальной разницы: оба принадлежат к дворянскому сословию, получили примерно одинаковое воспитание. Но их любовь, казалось бы, невозможна по другой причине: их отцы давно враждуют.
Повесть «Барышня-крестьянка» - анализ сюжета
В основе сюжета – любовная история двух молодых людей, которые не могут даже познакомиться из-за давней вражды отцов.
Экспозицией является рассказ о старых помещиках. Завязкой – приезд Алексея и решение Лизы посмотреть на молодого барина. Развитие действия происходит летом и осенью, когда молодые герои встречаются в роще и постепенно влюбляются друг в друга. При этом Лиза Муромская выдаёт себя за Акулину, дочь Василия-кузнеца.
Кульминация – это неожиданный приезд Алексея в дом Муромских и узнавание в Лизе своей Акулины. О развязке Пушкин считает писать излишним, так как она очевидна для читателей.
Анализ образов главных героев повести «Барышня-крестьянка»
Вначале перед читателем появляются отцы-помещики. Иван Петрович Берестов пользуется уважением соседей: он отставной военный, овдовевший и полностью посвятивший себя хозяйству. Берестов сумел приумножить своё состояние, имел гордый нрав и был почитаем во всей округе.
Его сосед помещик Григорий Иванович Муромский когда-то тоже был очень богат, но теперь промотал большую часть состояния. Муромский – настоящий англоман: разбил английский сад, любит нововведения, дочери нанял гувернантку-англичанку, кучеров нарядил в костюмы английских жокеев.
Вражда героев происходит из-за того, что Берестов, не любя нововведения, не раз отзывался с презрением о соседе, высмеивал его англоманию. Муромскому пересказывали все насмешки, отчего он «бесился» и прозвал соседа медведем.
Анализ «Барышни-крестьянки» показывает, что эти герои во многом схожи: оба самолюбивы, горды и нетерпимы к чужим недостаткам.
Анализируя образы молодых героев «Барышни-крестьянки», нужно остановиться на характерах Алексея Берестова и Лизы Муромской. Алексей окончил университет, желает поступить в военную службу, чему отец противится. Пока не устранены разногласия с отцом, Алексей живёт в его имении, охотится, ездит в гости, забавляется с крестьянскими девушками. Он нравится всем уездным барышням, интерес которых подогревается тем, что молодой барин как будто скрывает какую-то сердечную тайну и в гостях принимает разочарованно-меланхолический вид. На самом деле Алексей умён, романтичен, жизнелюбив и способен на настоящую любовь.
«Барышня-крестьянка» - анализ повести. Подчеркните главную мысль: настоящая любовь свободна от предрассудков и преодолеет любые препятствия.
Лиза Муромская – семнадцатилетняя барышня, которая воспитывается чопорной гувернанткой-англичанкой, но несмотря на это, имеет весёлый нрав, любит проказы и все секреты делит с крестьянской девушкой Настей. Лиза тоже романтическая натура, она весела, смешлива, однако имеет твёрдый и решительный характер. Девушка так умело притворяется крестьянкой, что Алексей не смог распознать обман. Именно с образом Лизы связано и название повести. Лиза при первой встрече с Алексеем называет себя Акулиной, дочерью кузнеца, и в дальнейшем играет роль крестьянки. На протяжении всего произведения ей приходится быть то барышней, то крестьянкой.
Идея повести
Несмотря на то что это произведение Пушкина изучается в 6 классе, в нём поднимаются серьёзные вопросы. Главный из них: может ли любовь преодолеть препятствия, которые возникают перед ней? Ответ на этот вопрос и является основной идеей произведения.
Сделав анализ «Барышни-крестьянки», можно прийти к выводу, что Александр Пушкин даёт однозначный ответ: настоящая любовь способна преодолеть многие жизненные препятствия, она гораздо важнее любых предрассудков, от которых легко можно избавиться. Например, долгая вражда двух помещиков была легко и быстро преодолена. Поэтому финал повести Пушкина «Барышня-крестьянка» можно назвать оптимистичным и жизнеутверждающим.
Прочитав повесть «Барышни-крестьянки», анализ которой мы сделали, постарайтесь увидеть жизненные и нравственные уроки, преподнесенные следующим поколениям великим классиком. Обратите внимание также на краткое содержание.