Вы здесь

Бородинское сражение в романе "Война и мир"

Война 1812 года показана Львом Толстым как судьбоносное событие в жизни народа. Кульминационная сцена – эпизод изображения Бородинской битвы. Это точка, где сходятся многие сюжетные линии романа, ярко проявляются личностные качества и определяются жизненные пути героев. Именно поэтому Бородинское сражение в романе «Война и мир» играет практически ключевую роль.

Основная мысль в повествовании о Бородинском сражении

Толстому важно подчеркнуть главную мысль: при Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Писатель многократно показывает, что общая беда объединила русских людей, независимо от чинов и сословий. Например, накануне сражения Кутузов поклоняется Смоленской чудотворной иконе вместе с простыми солдатами, причём присутствие Кутузова «обратило на себя внимание высших чинов», солдаты и ополченцы продолжали молиться. То есть автор показывает, что молитва для них важнее присутствия командования.

Бородинское сражение

Важным для понимания философии Толстого в романе «Война и мир» является разговор Пьера Безухова и Андрея Болконского накануне Бородинского сражения. Андрей объясняет, что сражение будет выиграно, потому что исход любой битвы зависит от того чувства, которое есть в каждом солдате. Мы проиграли под Аустерлицем, так как солдаты не понимали, для чего и за что сражаются. Сейчас же каждый знает, что он спасает от беды свою родину, и каждый понимает, что отступать некуда.

Пьер Безухов, не являясь военным, всё же решает отправиться на Бородинское поле, чтобы самому видеть происходящее. По пути он встречает обозы с ранеными, его удивляет, как спокойно солдаты говорят  о готовности умереть. Символом всеобщего единения русского народа становятся для Пьера слова раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Это общее чувство – «скрытую теплоту патриотизма» - видит Пьер на лицах всех солдат.

Главная часть Бородинского сражения в «Войне и мире»

Толстой в романе «Война и мир» использует важный приём – он показывает главную часть Бородинского сражения глазами Пьера, человека невоенного, ничего не понимающего в вопросах тактики и стратегии. Пьера удивляет, как просто и чётко солдаты выполняют своё дело, внешне как будто не испытывая страха. В этом писатель видит истинный героизм – выполнять своё дело, не слушаясь страха, вопреки ему. Кроме того, Пьер понимает весь ужас войны, глядя на огромное число убитых и раненых. Ему кажется, что именно теперь люди должны одуматься, ужаснуться происходящему и понять, что война – это самое страшное событие.

Изображая Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстой показывает, каким должен быть истинный полководец. Таковым является Кутузов. Он понимает, что исход сражения определяется не распоряжениями командующего, а действиями каждого участника события. Свою роль полководца он видит в том, чтобы поддерживать моральный дух армии. Именно поэтому он гневно отвечает генералу, утверждающему, что солдаты бегут и сражение проиграно, и поддерживает Ермолова, который докладывает о стойкости войска. Именно для поддержания боевого духа Кутузов отдаёт приказ о завтрашнем наступлении ещё до окончания битвы. Кутузов вместе с каждым русским человеком понимает, что на Бородинском поле русскими была одержана нравственная победа. Эта мысль становится главной и для самого Толстого при изображении Бородинского сражения в «Войне и мире».

Надеемся вам понравилось описание основной мысли Бородинского сражения в романе Толстого «Война и мир».

Похожие статьи

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина

Пушкин всегда интересовался русской историей, которую он внимательно изучал, зачастую проводя параллели между историческими событиями и современностью. Образ Петра Первого не раз появляется на страницах пушкинских произведений, таких как поэмы «...

Распутин «Уроки французского» - анализ произведения

Рассказ «Уроки французского», анализ которого мы сейчас проводим, был напечатан в 1973 году. Несмотря на небольшой объём, произведение занимает важное место в творчестве Валентина Распутина. Многое внесено в повествование из собственного...

Анализ пьесы «Бесприданница» Островского

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того...