Вы здесь

Бородинское сражение в романе "Война и мир"

Война 1812 года показана Львом Толстым как судьбоносное событие в жизни народа. Кульминационная сцена – эпизод изображения Бородинской битвы. Это точка, где сходятся многие сюжетные линии романа, ярко проявляются личностные качества и определяются жизненные пути героев. Именно поэтому Бородинское сражение в романе «Война и мир» играет практически ключевую роль.

Основная мысль в повествовании о Бородинском сражении

Толстому важно подчеркнуть главную мысль: при Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Писатель многократно показывает, что общая беда объединила русских людей, независимо от чинов и сословий. Например, накануне сражения Кутузов поклоняется Смоленской чудотворной иконе вместе с простыми солдатами, причём присутствие Кутузова «обратило на себя внимание высших чинов», солдаты и ополченцы продолжали молиться. То есть автор показывает, что молитва для них важнее присутствия командования.

Бородинское сражение

Важным для понимания философии Толстого в романе «Война и мир» является разговор Пьера Безухова и Андрея Болконского накануне Бородинского сражения. Андрей объясняет, что сражение будет выиграно, потому что исход любой битвы зависит от того чувства, которое есть в каждом солдате. Мы проиграли под Аустерлицем, так как солдаты не понимали, для чего и за что сражаются. Сейчас же каждый знает, что он спасает от беды свою родину, и каждый понимает, что отступать некуда.

Пьер Безухов, не являясь военным, всё же решает отправиться на Бородинское поле, чтобы самому видеть происходящее. По пути он встречает обозы с ранеными, его удивляет, как спокойно солдаты говорят  о готовности умереть. Символом всеобщего единения русского народа становятся для Пьера слова раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Это общее чувство – «скрытую теплоту патриотизма» - видит Пьер на лицах всех солдат.

Главная часть Бородинского сражения в «Войне и мире»

Толстой в романе «Война и мир» использует важный приём – он показывает главную часть Бородинского сражения глазами Пьера, человека невоенного, ничего не понимающего в вопросах тактики и стратегии. Пьера удивляет, как просто и чётко солдаты выполняют своё дело, внешне как будто не испытывая страха. В этом писатель видит истинный героизм – выполнять своё дело, не слушаясь страха, вопреки ему. Кроме того, Пьер понимает весь ужас войны, глядя на огромное число убитых и раненых. Ему кажется, что именно теперь люди должны одуматься, ужаснуться происходящему и понять, что война – это самое страшное событие.

Изображая Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстой показывает, каким должен быть истинный полководец. Таковым является Кутузов. Он понимает, что исход сражения определяется не распоряжениями командующего, а действиями каждого участника события. Свою роль полководца он видит в том, чтобы поддерживать моральный дух армии. Именно поэтому он гневно отвечает генералу, утверждающему, что солдаты бегут и сражение проиграно, и поддерживает Ермолова, который докладывает о стойкости войска. Именно для поддержания боевого духа Кутузов отдаёт приказ о завтрашнем наступлении ещё до окончания битвы. Кутузов вместе с каждым русским человеком понимает, что на Бородинском поле русскими была одержана нравственная победа. Эта мысль становится главной и для самого Толстого при изображении Бородинского сражения в «Войне и мире».

Надеемся вам понравилось описание основной мысли Бородинского сражения в романе Толстого «Война и мир».

Похожие статьи

Анализ комедии «Недоросль»

В этой статье мы проведем анализ комедии «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным. Комедия была широко популярна и до сих пор пользуется спросом, в частности ее изучают по школьной программе. Мы рассмотрим основные темы,...

Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» входит в сборник «Тёмные аллеи», написанный во Франции в 1937 – 1944 годах. Иван Бунин подчёркивал, что содержание произведений – трагическое, посвящённое мрачным, тягостным и печальным «аллеям любви».

Бунин...

Анализ рассказа "Хамелеон"

В этой небольшой статье мы рассмотрим анализ рассказа "Хамелеон" Чехова. Это произведение было напечатано более ста лет назад - в 1884 году его опубликовал журнал "Осколки". Интересно, что Чехов не стал подписываться своей фамилией, использовав...