Вы здесь

Откуда в подростках появляется жестокость? (По повести "Чучело")

(по повести В.К. Железникова «Чучело»)

Думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходилось хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены, что данное качество присуще только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно… Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.К. Железникова «Чучело».

Цель анализа: понять истоки детской жестокости на основе произведения В.К.  Железникова «Чучело»

Задачи:

изучить повесть Железникова «Чучело», для этого:

  • проанализировать, как показаны автором взаимоотношения подростков между собой;
  • рассмотреть, как показаны автором взаимоотношения взрослых и детей;

Об авторе

Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую короткую, - имеется в виду детство, - много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…

Стать детским писателем ему помогла любовь к детям и любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.

 

Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Главное умение автора - ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни.

История повести

Повесть Владимир Железников «Чучело» написал в 1987 году. Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Автор рассказывает: «Однажды мне позвонила моя сестра из другого города. И рассказала о том, что в это время происходило с ее дочерью, моей племянницей. Весь класс несправедливо обвинил ее в предательстве и стал травить. Я посочувствовал своей сестре, и мы расстались.

Но с этого дня я стал следить за развитием, казалось бы, далекого от меня события. И тогда я понял, что эта история – готовый сценарий.

Я написал его и отнес на киностудию.

Месяца через два меня вызвал к себе большой начальник, хлопнул рукой по моему сценарию и сказал: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране. У нас нет таких детей».

К этому моменту история «Чучела» была мне настолько дорога, настолько захватила мое сердце, что, вернувшись домой, я сел за свой стол и стал писать повесть.

Это оказалось не такой простой работой. Прошла зима, а весной я поехал в маленький городок Таруса, где в старой беседке на краю обрыва, спускавшегося к шумной речке, я к осени закончил свою повесть. Здесь, в Тарусе, я нашел дом, где могла бы жить Лена Бессольцева. Он и сейчас стоит обветшалый.

И фамилия нашлась для Ленки на нашей улице. А история с живописными полотнами была подсказана тем, что в Тарусе жили и живут испокон века художники.

Я много работал, а в свободное время любил гулять по горбатым улицам заросшего зеленью городка. Или уходил на реку и шел далеко-далеко по Оке, всегда окруженный ватагой моих воображаемых героев. Я не расставался с ними ни на минуту. Мне казалось, я знаю этих мальчишек и девчонок, как самых близких мне людей. Я чувствовал, что они любят или не любят, я бывал у них дома, я смотрел на их игры. Но, конечно, самым близким и дорогим мне человеком всегда оставалась Ленка. Редкое создание, нежное и мужественное одновременно.

Пришла осень, и я отвез повесть в Москву – в издательство. Проходили месяцы, но ответа не было. Я начинал думать, что повесть «Чучело» никогда не увидит света.

Два года длилось это печальное время. А я все ждал и ждал и, наконец, ждать перестал.

И вдруг звонок из издательства. Они все-таки печатают мою повесть!

С тех пор множество издательств выпускали «Чучело» большими тиражами, даже в миллион экземпляров. Повесть издали в Японии, США и других странах.

Через пять лет повесть «Чучело» прочел знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. И тут же решил снимать фильм.

Снова меня вызвал к себе все тот же большой начальник. Снова хлопнул по моему сценарию и сказал: «Будем снимать. У меня за это время внук вырос… Такой же…» Я посмотрел на него. Вид у него был испуганный».

Краткое содержание повести

Лена Бессольцева – новая ученица одной из школ в небольшом городке. В этом городе живет дедушка Лены Николай Николаевич, которого местные жители не очень любят, называют «заплаточником» из-за того, что он постоянно ходит в одном и том же очень старом пальто. Дедушка увлечен коллекционированием – он собирает картины, собираясь открыть музей.

В классе Лены учатся самые разные ребята – есть среди них и дети из богатых семей, и дети, чьи родители зарабатывают совсем немного. Лене симпатизирует Дима Сомов – мальчик, в которого влюблены многие девочки из класса. Остальные ученики класса дают ей понять, что она здесь чужая, называют ее «чучелом». Ради того, чтобы стать «своей» в классе Лена старается не обижаться, когда одноклассники высмеивают ее деда и ее – она даже смеется вместе с ними.

Ребята мечтают поехать в осенние каникулы в Москву. Для того чтобы собрать деньги на поездку, они идут работать на фабрику. После того как зарплата получена, ребята решают отметить это, сходив в кино вместо урока. Все полученные деньги хранятся в копилке у Димы Сомова, и когда ребята уходят с урока, он забывает копилку в классе. Лена вызывается принести деньги, но, возвращаясь в школу, спотыкается и падает. Тогда Дима, назвав ее «недотепой», идет за деньгами сам. Лена тоже идет в школу и, стоя около двери класса, слышит, как учительница выспрашивает Диму, куда делись все ученики. Дима сознается, что они вместо урока пошли в кино. Класс наказан, поездка отменяется.

Ребята решают наказать того, кто сорвал им поездку. Дима не может сознаться в том, что это он во всем виноват. Лена, видя это, говорит, что это она рассказала учительнице о том, что все сбежали с урока и пошли в кино. Никто даже не подозревает, что кроме Димы и Лены, есть еще люди, которые знают правду, – это ученики того же класса Шмакова и Попов, которые во время разговора Димы с учительницей сидели под партой.

Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется на то, что Дима сознается в том, что сделал. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной.

В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города. Перед отъездом девочка решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится». Она остриглась наголо, и  в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена каждого поставила на место и напоследок сказала, что ей искренне жаль ребят. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись. На следующее утро главная героиня стала свидетельницей погони всего класса за Димой. Попов рассказал правду. Ребята загоняют виновного в кабинет школы и желают объявить ему бойкот. Только Лена отказалась от участия во всеобщей травле. Хоть и она тоже становилась жертвой, но всегда была выше издевательств и оскорблений над другими.

А Николай Николаевич подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых. Также он дарит школе картину – портрет бабушки, практически точной копией которой является Лена.

Ученики растеряны и чувствуют свою вину перед Леной. Все в тишине смотрели на картину. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». На доске в классе появляется надпись, выведенная Рыжим: «Чучело, прости нас!»

Описание дома семьи Бессольцевых и Леночки

Давайте рассмотрим мир, в котором воспитывалось не одно поколение семьи Лены, у которой хватило сил вступить в борьбу с одноклассниками. Прежде всего, обратим внимание на необычность дома Бессольцевых и его историю.

Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом. Городок за свою историю пережил не одно бедствие. Но прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки. На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича — старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света. Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был совсем не похож на веселые, многоцветно раскрашенные домики соседей. Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей. В лихие годы его не сожгли. В революцию не конфисковали.

Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. А ступени главного крыльца совсем прогнили.

Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, Николай Николаевич думал: главное – отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами.  В доме жили бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, приезжавшие и уезжавшие бесчисленные дяди и тети.

Читая данную повесть, можно обнаружить удивительную вещь. Описание дома схоже с характером и судьбой Леночки.

Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика.

Наша героиня такая же добрая и открытая, как и был дом для всех гостей и родственников.

Клички учеников 6 «А» класса

Когда  Лена пошла в новую школу, все изменилось. В первый же день ребята стали издеваться и паясничать. Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого девочке не приходилось сталкиваться с лицемерием.

Попадая к ребятам в класс, сразу замечаешь, что у многих нет имен, только фамилии, клички. Давайте разберём значение некоторых прозвищ:

Железная Кнопка (Миронова)

Такая кличка дана девочке не только из-за роста. Слово «кнопка» заимствованно из немецкого языка, где «knopf» -  «пуговица, кнопка», производное от knüpfen «сцеплять, соединять». Действительно, Миронова железно, крепко сплачивала ребят, когда объявляла против кого-то бойкот. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно.

Валька

У этого героя есть имя, но его никто в повести не называет Валей, Валентином, Валечкой и т.д. Владимир Карпович не случайно добавил к имени суффикс -к-, выражающий пренебрежительное значение. Ведь Валька твёрдо уверен, что главное в жизни – деньги.

Лохматый

Слово «лохматый» произошло от польского łосh «тряпка» или украинского лохма́тє «тряпка, лоскут». Любую проблему можно решить силой – такова жизненная позиция мальчика. Но, как известно, люди, демонстрирующие физическую силу в любом вопросе, морально слабы и жалки.

Шмакова

Одна из версий происхождения фамилии говорит нам о том, что «Шмакова» образовано от «шмак», означавшего в некоторых говорах «вкус». Это могло быть ласкательное прозвище ребенка, нечто вроде - вкусный, сладкий, милый. И героиня повести «Чучело» была очень красивой и кокетливой девочкой снаружи, но хитрой и соблюдающей только свои интересы внутри.

Я считаю, что автор, называя некоторых ребят только кличками, хочет подчеркнуть, как это больно. Прозвища нередко разрушают личность: человек невольно начинает им подражать.

Взаимоотношения подростков между собой

Теперь, имея небольшое представление о некоторых ребятах, пришло время разобраться в их поведении, поступках, взаимоотношениях в коллективе.

Валя  всегда старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости. Также он сдавал собак на живодёрню и, как я упоминала раннее, очень любил деньги. Злые поступки вызывают у него удовольствие, так как он хочет показать себя крутым и бесстрашным. Но на самом деле под этой маской скрывается слабость.

Около дома Димки перед его Днем Рождения состоялся разговор ребят. Валя с нотками зависти сказал: «Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить». Лохматый делает ему замечание. А он был человеком хорошего физического телосложения. На что Валя отвечает, что сила – не деньги. На неё масла не купишь. Лохматый неожиданно хватает его за шею. Валя брыкается и пинается. Он стал беспомощным и начал уважать силу, хотя минутами ранее у него было совсем другое мнение.

Я делаю вывод, что многие жестокие подростки лишь на словах бывают «сильными» и «храбрыми», а при первой же опасности становятся трусами.

В другой ситуации мальчик Васильев отказался идти на День Рождения Сомова. Ему он, видимо, не нравился или между ними произошел конфликт, это в повести не сказано. Шайка, недолго думая, избила его «за измену идеалам» (видимо, ребята так себя называли).

Васильев не побоялся высказать своего мнения, хотя одноклассников было много. Он держится своей позиции, что делает его, в отличие от Вальки, героем, а не трусам. Но очень часто малейшее отклонение от мнения большинства автоматически воспринимается как неверное, карается, и это печально!

Момент с проявлением истинных черт Рыжего меня особенно зацепил. Пока Дима и Лена прятались в парикмахерской от погони одноклассников, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой (она работала в этой парикмахерской). Оказывается, Рыжий не видел своего отца более 3-х лет и очень хотел с ним увидеться в Москве.

В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет и скучает. Мальчик даже заплакал. Столько времени ждать встречи, а тут такое случилось. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучелу за сорванную поездку.

Лена подумала о Толе. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что, возможно, Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды?  Мальчик вынужден так делать, потому что боялся показаться в глазах своих сверстников каким-то не таким. Страх осуждения толпы сковывал его и не давал показывать истинных эмоций, не позволял быть собой. Лена так каялась перед дедушкой и говорила, что настоящая предательница! Ведь вместе с остальными она смеялась над прической Рыжего. Так у Лены происходило переосмысление своего отношения к другому человеку. Девочка в отличие от других ребят замечает свои ошибки и продолжает меняться в лучшую сторону.

А как же разворачивались взаимоотношения Лены и Димы? Всё по порядку.

Когда главная героиня только пришла в класс, Рыжий обозвал её «Чучелом. Потом его кто-то сильно толкнул в спину. И Лена впервые увидела Диму Сомова, героически заступившегося за неё. Дима стал для Лены своеобразным ориентиром, защитой и опорой.

Ребята очень хотят поехать в Москву на осенние каникулы. Но Дима возражает. Ему не хочется пользоваться родительскими деньгами. Он предлагает заработать их собственным трудом. Эта  инициатива очень понравилась Лене. Она первая согласилась с ним, а затем и все остальные ребята.

В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал новенькой.

Очень интересная сцена произошла между ребятами, когда они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку, которую Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Ребята надели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут.

Ремарка: В современном массовом сознании образ зайца присутствует как олицетворение трусости и беззащитного существа. Как раз по характеру Лена соответствовала своей маске. Железников чётко даёт понять, что это всего лишь маска. Значит, в девочке всё-таки скрывается та самая смелость и умение постоять за себя. Значит, и поведение остальных ребят – всего лишь прикрытие. И каждый из них бывает слабым, трусливым перед мнением общества. Истина данного предположения раскрывается ближе к концу повести.

В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел, игра прекратилась.

Начинается самое главное событие, из-за которого жизнь героев «Чучела» очень сильно изменилась.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Ребята решили прогулять последний урок и пойти в кино, так как «физика заболела». Ребята ушли. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку и побежал в школу, а Лена – за ним. Услышав шаги, Шмакова и Попов спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна, затем влетел Димка. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между ним и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от него рассказать, почему стерли записку и где остальные. Мальчик пытался выкрутиться, но учительница назвала его трусом. Тогда Димка все рассказал.

Поездка в Москву сорвалась. Железная Кнопка предложила найти предателя. Видя, как сильно испугался Димка, что его могут раскрыть, Лена пожалела его и заявила, что это она предатель. Предложение Мироновой объявить Чучелу бойкот сразу же получает поддержку. Лена отплатила Димке добром за добро.  Когда человек по-настоящему любит, он готов идти на любые подвиги, даже рискуя своей судьбой. Лена не побоялась идти против всех.

Дима обещал позже рассказать всю правду ребятам, и девочка в это искренне верила. Какая девочка не поверит мальчику, который её обнимает, защищает и бережёт?

Вечером, после погони за Леной в окне её дома со страшным ревом показалась медвежья голова.

Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что его заставили так поступить, и вот уже любимый представился ей со связанными руками. Она стала кричать в окно «Димка», но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается, потому что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул.

Почему после того, как Дима завоевал доверие и сердце Лены, он делает ей так больно?  Он испугался мнения ребят? Побоялся, что они будут бегать за ним, как за Леной? Начнут бить и хамить? Куда испарилась вся «храбрость» и «сила»? Порассуждаем. Дима был старостой класса и пользовался авторитетом. Это давало ему возможность заступаться за Лену и не бояться осуждения ребят. Когда он не признался классному руководителю, он понял, что струсил, значит, его авторитет в глазах ребят упадет. Поэтому он решил пожертвовать взаимоотношениями с Леной и сохранить свою власть над ребятами в классе. Таким поступком он показывает, что он слаб характером, глуп и труслив.

«Когда никого нет — он храбрец, как появились ребята — самый последний трус» (Лена Бессольцева).

Позже одноклассники продолжили издеваться над Леной. Очень обидно, когда тебя оскорбляют неприятными словами, особенно если ты не являешься виноватым в чём-то. Но когда обидчики начинают действовать, становится страшно. Это оказывает серьёзное психологическое воздействие на неокрепшую личность. Я не представляю, как Лена не «сломалась» в момент поджога пугала в её платье. Причём это сделал Дима, находясь в окружении ребят уже после того, как прибежал к девочке с поцелуем и извинениями за маску медведя.

Лена приняла решение уехать из города навсегда. Но перед этим она решила всем доказать, что «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится». Главная героиня остриглась наголо, и  в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей.

«Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие».

Лена каждого поставила на место и напоследок сказала, что ей искренне жаль ребят. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.  

Вспоминаете трактовку сцены с масками на фабрике игрушек? Вот и показательный момент, кто и что из себя представляет на самом деле. Я считаю, Лена совершила героический и очень мощный поступок. А что думаете Вы?

Взаимоотношения взрослых и подростков

Рассмотрим данный вопрос на примере эпизода ссоры деда и внучки. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Когда в комнату вбежала Лена, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у неё нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние.

Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи.

Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил, что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

Употребляя такие выражения и слова, как «ну что ты топаешь как слон», «несерьёзный ты человек», «суетишься», «переживаешь всякую ерунду», дедушка всё больше «подливает масла в огонь», тем самым накаляя обстановку. Да, взрослый человек воспринимает подростковые проблемы уже не за проблемы вовсе, так как у него достаточно жизненного опыта. Но всё-таки очень важно посмотреть на ситуацию глазами подростка и понять, что для него возникшие неприятности могут быть пока болезненными и серьёзными. Когда Лена начала угрожать, что продаст картины и уедет к родителям, Николай Николаевич понял, что произошло что-то серьезное.

Дедушке очень не хотелось, чтобы Ленка уезжала сегодня, но она его перебивала и все равно стояла на своём. Он ей признался, что не может вот так сразу отпустить её. Николай Николаевич озадачил Ленку – её ли это дедушка говорит?

Она подняла глаза и увидела его спокойное, неподвижное лицо. Только тонкий жгутик шрама, идущий от виска к углу жестких, сухих, стариковских губ, предательски побелел и потерянные глаза, спрятанные под козырьком кепки, выдавали его сильное волнение. Мне так понравился этот момент. Столько тепла, доброты и внутренней силы можно увидеть в глазах Николая Николаевича.

Лена предлагает дедушке забрать все картины и уехать вместе с ней. Но дедушка отказывается. Он говорит: «Это невозможно. Картины родились здесь… На этой земле… В этом городке… У этой реки… Здесь им вечно жить… Однажды во время войны я лежал в госпитале, и мне приснился сон, будто я мальчиком стою среди этих картин, а по ним солнечные зайчики бегают. Тогда я и решил: если останусь жив, навсегда вернусь в родной дом… Не сразу удалось, но все-таки добрался. А теперь мне кажется, что я и не уезжал, что я тут всегда… Ну, понимаешь, всегда-всегда… — Он как-то виновато и беззащитно улыбнулся. — Многие сотни лет… Что моя жизнь продолжение чьей-то другой… Или многих других… Честно тебе говорю.

Иногда мне даже кажется, что не мой прапрадед написал все эти картины, а я…

Что не мой дед был фельдшером и построил в городе первую больницу, а тоже я… Только одной тебе могу в этом признаться. Другие не поймут, а ты поймешь, как надо… А когда ты сюда приехала, я, старый дурак, размечтался, решил: и ты к родному месту прирастешь и проживешь здесь длинную череду лет среди этих картин. Пусть твои родители носятся по свету, а ты будешь жить в родном доме… Не вышло.»

Наверное, Леночка, как никто другой, может понять дедушку, потому что она очень светлая и добрая девочка. А таких подростков очень мало. Именно в таком возрасте дети бывают очень чуткие и внимательные. В детской душе столько доброты и понимания, чего так не хватает многим взрослым.

Рассмотрим взаимоотношения ребят с классным руководителем. Её зовут Маргарита Ивановна. Между собой дети называют её просто Маргаритой.

Вспомним, как Лена захотела встретить свою учительницу из Москвы. Сначала она увидела одну женщину, очень похожую на Маргариту. Но это оказалась не она. Потом, наконец, Лена увидела Маргариту Ивановну вместе с симпатичным мужчиной. За эту неделю она очень сильно изменилась и стала в сто раз красивее. Лена помахала ей рукой издалека. Парочка была уже совсем близко от неё. Они разговаривали о чем-то своем и улыбались. Лена тоже рассмеялась и вновь помахала рукой, но они её не заметили. На следующее утро Леночка нарочно вошла в класс после звонка, вслед за Маргаритой. Она здоровается с ней. Девочке так хотелось, чтобы учительница вспомнила про бойкот! Лена даже заранее придумала ответ. Вместо этого Маргарита Ивановна делает ей замечание за опоздание. Лена призналась, что очень ждала её приезда. Учительница вдруг удивилась и спросила, почему? Но даже не дождавшись ответа, она встала, подошла к окну и помахала рукой своему любимому мужу.

Маргариту Ивановну никогда не интересовали проблемы в классе. Она всё время думала только о своём мужчине. Ей было настолько наплевать, что она даже забыла про бойкот, объявленный Лене! Если бы она вспомнила про него, поговорила с ребятами, то, возможно, Лена не покинула бы городок, а ребята не устраивали такой травли и воспринимали происходящее иначе.

Вывод

Изучив повесть В.К. Железникова «Чучело», мы рассмотрели взаимоотношения подростков между собой, а также взаимоотношения взрослых и подростков, рассмотрели различные ситуации поведения ребят и поняли, почему ребята поступают так, а не иначе. На мой взгляд, мы сумели определить истоки детской жестокости и пришли к следующим выводам:

  1. Истоки детской жестокости кроются в неправильных взаимоотношениях взрослых и подростков. Если  родители не научили своих детей жалеть животных, то дети не будут жалеть и людей; если в семье взаимоотношения построены только на деньгах, то дети будут пользоваться их властью над человеком и измерять всё только ими; если взрослые думают только о себе, то дети будут обращаться за помощью не к ним. Следствием всего этого и стали события, развернувшиеся в повести.
  2. Душа подростка настолько сложно устроена, что  многие взрослые не в силах её понять.
  3. Когда подросток обижен, он всегда стоит на своём и ничего не замечает вокруг себя.
  4. Если подросток зол, он не может контролировать свои действия, делая больно другим людям.
  5. Когда подросток в отчаянии, из маленького робкого котёнка, он превращается в огромного свирепого тигра, который крушит всё на своем пути. Именно в такие моменты подростку нужна поддержка взрослого человека, знающего, как поступать в сложной жизненной ситуации. Трудно представить, что могло бы произойти, если бы дед оттолкнул своим невниманием внучку, и мы видим, чем обернулось равнодушие учителя к проблемам её подопечных.

Познакомьтесь с автором сочинения по литературе

Автор сочинения:

Корнюшина Арина,
ученица 10 «А» класса МБОУ СШ №2,
г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Ссылки на соц.сети:

Instagram:
https://www.instagram.com/aresshek/

Вконтакте:
https://vk.com/arinakornyushina

Похожие статьи

Доктор Живаго - рецензия

Говоря об анализе романа Доктора Живаго, надо отметить, что еще даже не открывая страниц произведения Бориса Леонидовича Пастернака "Доктор Живаго", легко предположить, что имя героя из названия романа - это и есть главное действующее лицо, о...

Благие знамения

Когда становится известно, что приближается конец света, его наступления пытаются остановить Кроули и Азирафаель, ведь они слишком привыкли к комфортной и обеспеченной жизни в мире людей и к тому же успели подружиться. Именно об этом рассказывает...

(по повести В.К. Железникова «Чучело»)

Думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходилось хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены, что данное качество присуще только взрослым. Оказывается, это не всегда так....