Вы здесь

Анализ романа «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» - один из самых загадочных романов в русской литературе. Он имеет как своих фанатов, так и ярых противников. Роман необычен не только своими героями, но и проблематикой и структурой. Поэтому проводить анализ романа «Мастер и Маргарита» особенно интересно и увлекательно.

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Булгаков начал работу над романом в конце 1920-х годов. В центре повествовании была фигура чёрного мага, о чём говорят варианты названия «Копыто консультанта», «Князь тьмы», «Великий канцлер», «Сатана».

Анализ романа «Мастер и Маргарита»

Замысел изменился в 1930-е годы, когда писатель познакомился со своей третьей женой Еленой Сергеевной Булгаковой. Именно тогда в роман входит сюжетная линия Мастера и Маргариты, прототипом которой стала возлюбленная писателя. В 1937 году появилось окончательное название. Произведение в основном было закончено к 1939 году, но автор правил рукопись до самой смерти. А теперь мы продолжим делать анализ романа «Мастер и Маргарита», рассмотрев его композицию и жанр. Читайте также интересные цитаты из книги «Мастер и Маргарита».

Анализ жанра и композиции

Можно выделить несколько жанровых разновидностей. Бытовой и сатирический роман представлен в московских главах. Любовный – в истории Мастера и Маргариты. Философский – в ершалаимских главах. Кроме того, встречаются признаки фантастического романа (Воланд и компания), лирической исповеди и автобиографии (история Мастера).

Повествование представляет собой роман в романе, и без упоминания этого факта анализ романа «Мастер и Маргарита» был бы неполным. Роман Мастера становится связующим звеном между реальным, фантастическим и библейским миром. Соединяя эти два текста, Булгаков использует такой композиционный приём, как повторение строк и предложений одной главы в начале следующей, начинающей другой пласт повествования.

Так как романы написаны как будто разными людьми, то меняются особенности авторской речи. В московских главах писатель зачастую прямо обращается к читателю, высказывает своё мнение, усмехается, подстёгивает интерес читателя («за мной, читатель…»), иногда даже обращается к своим персонажам («Дешёвка это, милый Амвросий!»). В ершалаимских главах, написанных Мастером, тон серьёзен, торжественен, в лексике отсутствуют просторечия, зато встречается много слов возвышенного стиля.

Анализ романа «Мастер и Маргарита» - «Три мира»

В романе действуют представители трёх миров. Первый – Москва 1930-х годов. Второй – библейский (Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей, Иуда, жители Ершалаима). Третий – вечный (Воланд и его свита, Иешуа).

Московские главы наполнены иронией, они представляют собой сатирическое изображение служителей искусства, простых москвичей, литераторов, бюрократов. Воланд, приехавший в Москву, наказывает их за низость и пороки: безразличие к делу, которым занимаются (Стёпа Лиходеев), бюрократизм и взяточничество (Босой), желание лёгких денег (посетители Варьете). Воланд размышляет, каков итог тысячелетнего развития человечества, и приходит к выводу: москвичи – обычные люди, такие же, как были всегда, любят деньги и иногда жестоки, легкомысленны и милосердны, а в остальном вполне обыкновенны, только «квартирный вопрос их испортил».

Особое внимание при анализе романа «Мастер и Маргарита» вызывают литераторы. Они больше озабочены получением путёвки или дачи, чем творчеством. Бездомный сочиняет плохие стихи, поэт Рюхин не верит ни во что из того, о чём пишет. Главным символом литературного мира становится ресторан Грибоедов, где большей частью они проводят время. Неслучайно в финале ресторан гибнет в огне – символе очищения и обновления.

Изображение библейского мира связано с сюжетной линией Понтия Пилата и Иешуа. В романе переосмысливаются Евангельские события. Тема предательства, малодушия, позднего раскаяния связана с образом прокуратора. Тема преданности и верности учителю – с образом Левия Матвея. Кто управляет поступками человека? Кто несёт ответственность за эти поступки? Именно об этом размышляет автор, изображая судьбу Пилата. Совесть терзает прокуратора двенадцать тысяч лун. Но освобождение и прощение в финале говорят о торжестве милосердия.

Вопросы борьбы добра и зла, света и тьмы ставит автор, изображая мир вечный (Иешуа, Воланд и свита). В финале сходятся воедино идеи о всепобеждающей силе любви, вечности настоящего искусства, ответственности самого человека за победу добра или зла в его душе.


Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ романа «Мастер и Маргарита», и надеемся, что он оказался для вас полезным. Чтобы найти другие статьи с подобной тематикой, посетите наш литературный блог. Читайте еще по теме:

Похожие статьи

Главные герои «Три мушкетера»

«Три мушкетёра» - первый роман в трилогии французского писателя Александра Дюма, написанный в 1844 году. Затем последовали книги «Двадцать лет спустя», «Десять лет спустя, или Виконт де Бражелон».

Произведение создано в период расцвета...

Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» входит в сборник «Тёмные аллеи», написанный во Франции в 1937 – 1944 годах. Иван Бунин подчёркивал, что содержание произведений – трагическое, посвящённое мрачным, тягостным и печальным «аллеям любви».

Бунин...

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Наверное, каждый знает известнейшее стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое начинается со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Это действительно одно из самых узнаваемый стихотворений великого поэта. В этой статье мы...