Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» является автобиографическим: в основе повествования воспоминания о детстве самого писателя. Астафьев родился в Сибири, ранние его годы прошли в небольшой деревне Овсянка на берегу Енисея. У мальчика рано погибла мать: утонула в реке, поэтому Виктор воспитывался бабушкой, о которой сохранил самые тёплые воспоминания.
Сюжет и композиция рассказа
Анализируя рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой», необходимо обратиться к сюжету и композиции произведения. В статье мы коротко рассмотрим:
- какова проблематика рассказа
- его содержание
- кто главные герои
Повествование представляет собой воспоминания взрослого человека об одном важном проступке в детстве и о людях, окружавших его.
Сюжет рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» построен вокруг центрального события – сборов земляники и ожидания награды, а потом наказания. Начинается произведение с того, что бабушка просит внука собрать землянику, обещает продать её на базаре и привезти мальчику гостинец – пряник в виде коня с розовой гривой. Казалось бы, ребёнку легко выполнить просьбу бабушки. Однако мальчик, поддавшись влиянию соседских ребятишек, съедает вместе с ними набранную землянику, кладёт в лукошко траву и только сверху присыпает ягодами. Обманув бабушку, мальчик переживает, его мучит совесть, он боится наказания. Бабушка обнаружила обман только на базаре. Она очень рассердилась, особенно от того, какой позор ей пришлось вынести. По совету дедушки мальчик всё-таки решился попросить прощения у бабушки, и оказалось, что гостинец ему бабушка всё-таки привезла.
Анализ рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» позволяет увидеть основную проблематику и вопросы, поставленные автором: проблему совести, чужого влияния, прощения, проявления любви бабушки и дедушки к внуку, отношения разных поколений.
Главный герой рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»
При анализе рассказа «Конь с розовой гривой» можно сделать вывод, что Астафьев изображает два мира: мир взрослых и мир детей, и два семейных уклада: основательную, хозяйственную семью рассказчика и безалаберную семью соседей.
Главный герой – мальчик Витя – воспитывается с бабушкой и дедушкой. Он мечтатель и фантазёр, конь с розовой гривой для него – настоящее чудо. Бабушка воспитывает в нём трудолюбие, неслучайно она просит его набрать земляники: мальчик должен с детства понимать, что в крестьянской жизни даром ничего не даётся. Благодаря бабушке Витя серьёзно относится к любой работе, даже туесок для земляники у него аккуратный, добротный, в отличие от изодранных туесков, кувшина без ручки и отколотых бокалов, с которыми пришли собирать ягоду левонтьевские ребятишки.
Но Астафьев показывает, что герой испытывает сильное влияние соседских ребятишек, привыкших к безалаберной жизни и безответственности. «Слабо!» - говорит Санька, и Витя съедает все ягоды вместе с приятелями и, начиная «хорохориться», под одобрительные возгласы мальчишек обещает украсть у бабушки калач.
Анализируя дальнейшее поведение героя рассказа «Конь с розовой гривой», мы видим, как ему становится стыдно, он искренне переживает, что обманул бабушку. Немало усилий требуется ему, чтобы попросить прощения у бабушки. Мальчик узнаёт, что она всё-таки привезла ему пряник. Так внук получает от бабушки урок доброты, он понимает, что надо уметь прощать, что надо ценить тех, кто тебя любит, и нужно жить по совести.
Чтобы дополнить анализ рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой», обратитесь также к краткому содержанию произведения.