Галломания - это в широком смысле, пристрастие ко всему французскому. В более узком — особое тяготение к французской культуре, обусловленное экономическим и культурно-политическим значением Франции в 17 и 18 веках и ярко обозначившееся в разных странах Европы (Германия, Англия, Испания и другие). В России галломания проявилась, прежде всего, в быту (в одежде, обстановке, нравах). Расцвет галломании относится ко второй половине 18 века, выражаясь в широком распространении политических, юридических и культурно-философских идей французских просветителей.
В области художественной литературы окончательно укрепляется французский классицизм. Во время Французской революции, осознанной как движение, направленное против политических привилегий дворянства, галломания заметно слабеет. Войны с Наполеоном наносят ей решительный удар. Против галломании выступает русская аристократия, неприязнь которой к Франции и ее культуре была обусловлена, в частности, разорительностью континентальной блокады для помещичьего землевладения.
С тех пор галломания идет постепенно на убыль, все заметнее уступая место другим увлечениям, например, англомании, уже давно свившей себе гнездо в наиболее аристократических слоях дворянства, влиянию немецкой философии и так далее. Великолепную картину перекрещивающихся влияний дал Пушкин: галломания и «простонародной старины» — в Татьяне, галломания и англоманства — в Онегине.
Знаменательно, что и Грибоедов восстает не только против галломании, но против иноземщины вообще - (англоман князь Григорий, слова Чацкого о немце - менторе и так далее). Всего прочнее галломания оказалась в области языка и воспитания. Французский язык на долгое время стал разговорным и эпистолярным языком русского образованного общества, и не только высшего, но и среднего и провинциального, и положен был в основу воспитания в широких кругах интеллигенции.
Последние следы галломании исчезли только с Октябрьской Революцией. Галломания нашла богатое отражение в мемуарах и в художественной литературе, особенно в сатире. Наиболее яркие типы дали Пушкин (Корсаков в Арапе Петра Великого) — ранний галломан до эпохи галломания, Фонвизин (Иванушка в «Бригадире»), Крылов (Фекла и Лукерья в комедии «Урок дочкам»). Сюжет последней комедии заимствован у Мольера. Это — нередкий случай, когда для осмеяния галломании русские авторы прибегали к помощи той же французской литературы.